С праздничком, милые и не очень, девочки, девушки, женщины, бабы и прочие представители мира животныхВ предметном каталоге Венгерской Национальной библиотеки им. Сечени среди книг по антропологии я
(Иштван Рат-Вег) наткнулся на рубрику «Полемическая литература на тему «люди ли женщины?» ... Полное его название: «Доказательство того, что лица женского пола не люди. Рожденное на свет сим сочинением и здравым рассуждением. Отпечатано в году 1783-м». Книга-первоисточник выдержала пять изданий: в 1595, 1638, 1641, 1644, 1693 годах.
Но давайте прежде посмотрим, каким образом доказывает это полемическое сочинение, что женщины не люди, а животные.
Вы всё ещё христиане? Тогда мы идём к вам!Первое доказательство подается так: не над людьми властвовать сотворил Господь человека, сказавши: владычествуй над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И далее говорит закон здравого ума, что Женщина должна подлежать владычеству Мужчины, ибо естественное неразумие ее требует человеческого управления, подобно лошади, в сбруе нуждающейся; так что в момент сотворения Творец причислил Женщину к животным; откуда и следует, что Женщины не люди. Женщина подчинена мужчине вследствие своей несамостоятельности, и, так как Святое Писание говорит о подчинении человеку только животных, а о женщине не говорит, то женщина попадает в собирательное понятие животных.
Второе доказательство: перелистав все Святое Писание, мы нигде не найдем такого места, где бы Женщина была названа человеком. Но во многих местах сказано, что назначена она человеку в помощники. Но молоток, данный кузнецу в помощь, сам разве кузнец? Перо, врученное сочинителю, само-то ведь не пишет? Или ножницы, без которых не обходится портной, разве сами шьют? Так и женщина тоже помощь человеку, но сама не человек. Женщина не человек хотя бы потому, умствует автор далее, что бог создал по своему образу и подобию только мужчину. В рай, обитель вечного мира и наслаждений, женщина не может попасть потому, что известна как неисправимая нарушительница мира и общественного порядка, из чего опять же следует, что она не человек. В женщине присутствуют почти все животные качества и по своим природным склонностям она, следовательно, стоит ближе к миру животному, чем миру человеческому: по спесивости своей она – павлин, по ворчливости – медведь, по скупости – волчица, по изворотливости – лиса, по завистливости – собака, по злости – змея, по болтливости – сорока, по формам – сирена, завлекающая мужчин на их погибель. Кто не верит, пусть почитает истории Париса и Елены, Александра Македонского и Роксаны, Самсона и Далилы и, в особенности, – историю почтенного господина Г. и трактирщицы Ф. Все эти истории наглядно показывают, что женщины не что иное, как хищницы, пожирающие людей.
...
По-научному закрученным языком он ссылается на Ветхий завет, где сказано, что сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Единственное число бог употребляет сознательно, потому что, если бы и Ева была человеком, то было бы сказано людей. И дальше говорится: ...и сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Бытие, 1; 18). То есть не другого человека, а орудие, инструмент, цель которого состоит исключительно в поддержании рода.
Но из этого еще не следует, что бог сотворил Адама по образу своему, а Еву – по образу Адама. Потому что Адам не бог, и соответственность Адаму не делает Еву человеком. А то, что у женщины есть душа, еще ничего не означает, потому что душа есть и у ангелов, и у чертей, а они, как известно, не люди. И то, что женщина может говорить, тоже не делает ее человеком: говорить умела и Валаамова ослица, может разговаривать и попугай. Ацидалий цитирует послание Апостола Павла к римлянам: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Значит, если бы и Ева была человеком, апостол, наверное, сказал бы, что грехопадением мы обязаны не одному человеку, а двум! А то, что после своего воскресения Христос явился первым делом женщине, Марии Магдалине, вовсе не означает, что он зачислил ее в люди, сделал он это затем, чтобы весть о его воскресении разлетелась как можно быстрее, а женщины по своей болтливости пригодны для этого более всех.
Рат-Вег