Заблуждение 1. Гендерное равенство как однопараметрическая проблема
Значительная часть людей, дискутирующих на тему гендерных ролей, позволяет себе следующее вредное упрощение. Они считают, что права мужчин и женщин, степень гендерных свобод, следует измерять одним параметром по шкале "патриархат - матриархат". Они говорят, что в традиционном обществе был перекос в сторону прав мужчин, а потом пошла борьба женщин за права, и равенство стало восстанавливаться. Сейчас, по мнению одних авторов, мы имеем несомненный матриархат (см., например), а по мнению других, женщины всё ещё угнетены (см. здесь)
Почему такой стиль дискуссии ошибочен? Почему одномерная шкала контрпродуктивна?
На мой взгляд, очень грамотно написаноВо-первых, потому что часто равенство благополучия сторон подменяется равенством прав. Это на самом деле недопустимо, если потребности сторон отличаются. Закон может быть равен для всех, но сделан в пользу реализации интересов одной из сторон и подавлять интересы другой (об этом я писал здесь).
Во-вторых, даже реальное равенство благополучия - не всегда благоденствие. Может быть равенство в достатке и равенство в нищете. Равенство в аскетизме и равенство в изобилии развлечений. Равенство всех в одиночестве, равенство всех в браке и равенство в свободе выбора семейной модели.
Во-третьих, матриархат вполне совместим с угнетением женщин, а патриархат - с угнетением мужчин. Например, патриархальное общество принуждало мужчину служить в армии (якобы это возвышает его), а современные идеологи феминизма пытаются запретить женщинам участие в проституции и порнографии (якобы это унижает их)
По сути, дилемма патриархат-матриархат сама по себе патриархальна, потому что оценивает иерархичность, кто круче. Необходимо вообще отходить от дискурса подчинения и доминирования. Разумная позиция должна состоять не в оценке, кто выше, а в анализе, сколько у человека реальных возможностей реализовывать свои потребности. В качестве альтернативы я считаю, что состояние гендерных прав в обществе следует рассматривать по 4 параметрам
- Возможность для мужчин реализовывать традиционно мужские потребности
- Возможность для мужчин реализовывать альтернативные потребности
- Возможность для женщин реализовывать традиционно женские потребности
- Возможность для женщин реализовывать альтернативные потребности
Здесь альтернативные потребности вовсе не обязательно подразумевают пресловутую смену сексуальной ориентации. Просто это означает, что человек не подчиняется общественному стереотипу нормального мужика и добропорядочной женщины. Причём, может избирательно подчиняться одним традиционным требованиям и не подчиняться другим. Например служить в армии, строго держать слово, но быть строго моногамным и выбирать половую партнёршу не по внешности, а по социальным качествам. Или наоборот, быть полнейшим бабником, но при этом трусливым и ненадёжным
Совершенно очевидно, что если оценивать общества по этим четырём критериям, то подлинной гендерной свободы не было на Земле нигде и никогда.
Так называемый патриархат - это на самом деле общество, где более-менее реализован только первый пункт: мужик должен быть мужиком. С остальными пунктами, особенно альтернативными, было хреново. Строго говоря, даже чисто мужские потребности могли полноценно реализовываться лишь узкой прослойкой власть имущих.
В 20 веке улучшилась ситуация со вторым и третьим пунктами. Например, женщины получили право отказываться от брака с непривлекательным партнёром, а также разводиться с тем, кто перестал быть привлекательным. Мужчины же в большинстве стран получили право на гомосексуализм и на отказ от службы в армии. Но по первому и четвёртому пункту ситуация осталась сомнительной. Например, мужчины стали меньше осуждаться за секс вне брака, но зато возможности построить этот самый брак стало меньше. Мужчины утратили и значительную часть возможностей реализации агрессивного поведения (я это поддерживаю, но всё равно такая потребность мужчинам по природе свойственна, и потому формально это поражение по первому пункту). Измена с сохранением семьи, к которой традиционно более склонны мужчины, по прежнему остаётся общественно осуждаемым явлением ("кобель!"), хотя измена с развалом семьи, традиционно приписываемая женщинам, считается почему-то уже нормой ("прости, я тебя не удержал! какая жалость"). Альтернативные формы женского поведения тоже остаются под большим вопросом. Современное общество вроде как с пониманием (хотя и с оговорками, особенно в России!) относится к нежеланию женщин быть домохозяйкой. Лесбиянки имеют на Западе такие же права как и геи, а в РФ к ним отношение даже терпимей. Но вот следование альтернативным стратегиям полового отбора, в частности, полиандрия и проституция, резко осуждаются самими "борцами за права женщин". Не будет большим преувеличением сказать, что ситуация с правами проституток следовать своей гендерной модели сейчас в западных странах обстоит хуже, чем с правами геев.
В сухом остатке, в современном обществе во главу угла поставлены не столько права женщин, сколько права тех, кто демонстрирует женскую модель поведения. А те кто отступает от неё - будь от отказ от приготовления пищи или желание встречаться с множеством мужчин - так или иначе подавляются.
Здесь возможны споры о том, какие черты поведения являются подлинно мужскими, а какие - подлинно женскими. Я думаю, что споры эти излишни, и вот почему. Идеалом является равная свобода представителя каждого пола демонстрировать любую модель поведения. Может быть, с отсечением лишь самых деструктивных черт - таких как агрессивность и ложь. Но даже отсечение должно проходить так, чтобы в равной степени менять уровень благополучия обоих полов. И тогда уже не важно, что там чисто мужское, а что там чисто женское.
Как построить общество с подлинным равенством и гендерной свободой? Вопрос сложный. Прежде всего, желательно отказаться от одномерной шкалы патриархат-матриархат. Начать мыслить интересами, а не доминированием. Далее - некоторые предложения я описывал здесь, но в целом вопрос практических действий уже выходит за рамки данного поста
(с) Аргонов
Небольшая простыня от Аргонова, рекомендую к прочтению
Заблуждение 1. Гендерное равенство как однопараметрическая проблема
Значительная часть людей, дискутирующих на тему гендерных ролей, позволяет себе следующее вредное упрощение. Они считают, что права мужчин и женщин, степень гендерных свобод, следует измерять одним параметром по шкале "патриархат - матриархат". Они говорят, что в традиционном обществе был перекос в сторону прав мужчин, а потом пошла борьба женщин за права, и равенство стало восстанавливаться. Сейчас, по мнению одних авторов, мы имеем несомненный матриархат (см., например), а по мнению других, женщины всё ещё угнетены (см. здесь)
Почему такой стиль дискуссии ошибочен? Почему одномерная шкала контрпродуктивна?
На мой взгляд, очень грамотно написано
Значительная часть людей, дискутирующих на тему гендерных ролей, позволяет себе следующее вредное упрощение. Они считают, что права мужчин и женщин, степень гендерных свобод, следует измерять одним параметром по шкале "патриархат - матриархат". Они говорят, что в традиционном обществе был перекос в сторону прав мужчин, а потом пошла борьба женщин за права, и равенство стало восстанавливаться. Сейчас, по мнению одних авторов, мы имеем несомненный матриархат (см., например), а по мнению других, женщины всё ещё угнетены (см. здесь)
Почему такой стиль дискуссии ошибочен? Почему одномерная шкала контрпродуктивна?
На мой взгляд, очень грамотно написано